Комиссия при Общественном совете Ростехнадзора о безопасности опасных производств в текущей ситуации
16 мая 2022 года в Москве в здании на Коровьем валу прошло очередное заседание Комиссии по вопросам совершенствования государственного строительного надзора, котлонадзора, надзора за подъёмными сооружениями и лифтами при Общественном совете Ростехнадзора (далее – Комиссия).
В работе совещания приняли участие Руководитель Комиссии, Вице-президент РСС, Директор Ассоциации «Объединение строительных организаций Екатеринбурга и Свердловской области» Анвар Шамузафаров, Руководитель аппарата НОСТРОЙ Сергей Кононыхин, Руководитель Аппарата НОПРИЗ Алексей Кожуховский, Директор правового Департамента Минстроя РФ Олег Сперанский, Президент СРО «Союзатомстрой» Виктор Опекунов, Президент Ассоциации «Объединение профессиональных строителей «РусСтрой» Николай Маркин, Вице-президент Ассоциации «Объединение генподрядчиков в строительстве» Александр Переверзев, представители НОСТРОЙ, НОПРИЗ.
В режиме ВКС приняли участие руководители Ростехнадзора, Президент НОСТРОЙ Антон Глушков, Президент НОПРИЗ Михаил Посохин, Генеральный директор АО «НТЦ по безопасности в промышленности» Владимир Котельников, руководители и представители профессиональных сообществ.
Анвар Шамузафаров открыл заседание, сообщив, что заседание Комиссии инициировано поручением Председателя Общественного совета при Ростехнадзоре Бориса Сергеевича Алешина о проведении анализа текущей ситуации по отраслям промышленности Российской Федерации и подготовки предложений по реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее – ОПО) в текущей экономической ситуации (ПП РФ от 10.05.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» и от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»).
Об особенностях реализации в 2022 году мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации ОПО, доложил Николай Маркин.
В 2022 году на проведение контрольных (надзорных) мероприятий введён мораторий, за исключением наличия (возникновения) фактов причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» до дня вступления в силу постановления № 336 и действующих на день вступления, автоматически продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица. На 12 месяцев продлевается действие срочных разрешений, сроки которых истекают в период со дня вступления в силу постановления № 353 по 31 декабря 2022 года.
Доклад А.Ш. Шамузафарова был сосредоточен на ходе исполнения поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30.12.2021 № Пр-2549 и Заместителя Председателя Правительства М.Ш. Хуснуллина от 11.01.2022 № МХ-П49-369.
Заседанием Бюро РСПП от 09.02.2022 была создана «Рабочая группа РСПП по саморегулированию в сфере строительства» под сопредседательством Л.А. Казинца и А.Ш. Шамузафарова, в рамках деятельности которой проведены Общественные обсуждения в РСПП, в ТПП РФ, на площадке «ОПОРА России», в Общественной палате РФ, в РСС.
По итогам сравнения эффективности и результативности лицензирования и саморегулирования строительной отрасли отмечается необходимость развивать действующую систему саморегулирования путём:
- Мероприятий, направленных на поддержку экономической свободы и конкурентоспособности бизнеса в строительной отрасли, таких как:
- развитие рейтингования членов СРО, в том числе для участия в торгах, с учётом: опыта работы, кадрового потенциала, производственной и финансовой устойчивости;
- упрощение процедур выдачи СРО займов из компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств для поддержки финансовой устойчивости их членов;
- использование средств компенсационных фондов СРО в качестве страхового фонда (взамен гарантий банков) для участия их членов в подрядных торгах;
- развитие в отрасли информационного ресурса, содержащего единый реестр членов СРО, включая их обязательства по договорам подряда;
- устранение дублирования лицензий и допусков СРО, развитие цифровизации отрасли для снижения финансовой и административной нагрузки на подрядчиков – членов СРО;
- усиление правовой и материальной ответственности за безопасность ОКС членов СРО (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
- восстановление требований к членству в СРО субподрядных строительных организаций (в зависимости от видов работ и уровня ответственности ОКС). - Мероприятий, направленных на поддержку профессионализма, компетенций и престижа специалистов строительной отрасли, таких как:
- развитие обязательной НОК по новым профессиональным стандартам для повышения компетенций ГАПов и ГИПов, а также специалистов 5-7 уровня квалификации;
- создание и развития при СПК Центров оценки квалификации (ЦОК) и системы Экзаменационных центров (ЭЦ);
- усиление правовой и имущественной правомочности и ответственности специалистов (ГАПов и ГИПов) за принимаемые решения с одновременным исключением излишних технических требований и административных процедур, в том числе (для проектной документации установленного перечня объектов) по прохождению государственной экспертизы проектной документации и строительного контроля;
- создание требований (по решению Советов нацобъединений) по исключению из национальных реестров специалистов лиц, нарушающих нормы законодательства;
- создание нацобъединениями цифровой платформы для ведения реестров всех трудовых ресурсов, работающих в проектно-изыскательской и строительной сфере;
- резкое повышение производительности труда, заработной платы и престижа работников отрасли, постепенный отказ от привлечения иностранных работников.
Виктор Опекунов в своём докладе выступил с предложениями по совершенствованию законодательства о саморегулировании в строительстве:
- узаконить Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень); установить минимально необходимые требования к выполнению работ обозначенных в Перечне; наделять членов СРО правом допуска к соответствующим работам Перечня;
- установить требования к заказчикам об обязательном информировании СРО о намерении заключить договор с членом СРО и направлении запроса в СРО для подтверждения способности исполнения членом СРО заключаемого договора;
- установить требования по проведению ежегодных проверок членов СРО с обязательным выездом на объекты капитального строительства.
О состоянии системы технического диагностирования технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, озабоченности и важности выполнения работ по техническому диагностированию доложил Владимир Котельников. Докладчик отметил, что факторами, обуславливающими техническое диагностирование, являются увеличение масштабов и сложности производств и технологических процессов, при этом значительная часть технических устройств, зданий и сооружений на ОПО исчерпала свой ресурс.
В.С. Котельников отметил сохранение института экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, а также возможность подтверждения квалификации экспертов в области промбезопасности как в рамках государственной услуги по аттестации, так и в рамках НОК в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и вступившим в действие профессиональным стандартом «Специалист в сфере промышленной безопасности», установившим требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам специалистов-экспертов. Было предложено обратиться в Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) с просьбой ускорить принятие решения по наделению Совета(ов) по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения НОК по видам профессиональной деятельности в сфере промышленной безопасности.
Виктор Опекунов заострил вопрос технического диагностирования зданий, сооружений, оборудования, инженерных систем на объектах использования атомной энергии (далее – ОИАЭ), которые являются наиболее опасными и технически сложными.
Объём и периодичность обследований и мониторинга технического состояния важных для безопасности строительных конструкций, зданий, сооружений и их оснований, а также проведение неразрушающего контроля состояния металла систем и элементов ОИАЭ устанавливаются исходя из их фактического состояния и остаточного ресурса. При проведении углубленной оценки безопасности ОИАЭ должно приниматься решение о возможности продолжения его эксплуатации либо о выводе из эксплуатации.
В заключении председательствующий попросил сосредоточиться на подготовке протокола данного заседания с отражением высказанных предложений, который Комиссия до 20 мая направит в Ростехнадзор.