Очередное заседание Комиссии при Общественном совете Ростехнадзора
В здании на Коровьем валу в Москве 31 мая 2021 года прошло очередное заседание Комиссии по вопросам совершенствования государственного строительного надзора, котлонадзора, надзора за подъёмными сооружениями и лифтами при Общественном совете Ростехнадзора (далее – Комиссия).
В работе совещания приняли участие Руководитель аппарата НОПРИЗ Сергей Кононыхин, Исполнительный директор Ассоциации НОСТРОЙ Виктор Прядеин, Руководитель Комиссии, Директор Ассоциации «Объединение строительных организаций Екатеринбурга и Свердловской области» (председательствующий) Анвар Шамузафаров, заместитель руководителя Аппарата НОПРИЗ Виталий Еремин, Председатель технического совета НОСТРОЙ Равиль Умеров, Заместитель Исполнительного директора НОСТРОЙ Наталия Желанова, в режиме видеоконференции участвовали руководители отделов Ростехнадзора, Президент Национального Лифтового Союза Виктор Тишин, представители профессионального сообщества.
По первому вопросу о развитии технического регулирования в строительстве председательствующий Анвар Шамузафаров доложил, что в период, когда «Концепцию по развитию технического регулирования строительства и ЖКХ» начали рассылать по поручению, обозначенному в совместном протоколе от 09.03.2021 с участием Президента РСПП А.Н. Шохина и Министра строительства и ЖКХ И.Э. Файзуллина, началась интенсивная работа над «Стратегией агрессивного развития инфраструктуры» (далее – Стратегия). По вопросам, касающимся технического регулирования строительной отрасли, были сделаны достаточно радикальные предложения и заявления, которые были озвучены вице-премьером Правительства РФ М.Ш. Хуснуллиным в присутствии Председателя Правительства РФ. Намеченные направления движения по техническому регулированию явились очень смелыми, радикальными!
Далее Анвар Шамузафаров представил «Концепцию НОПРИЗ по развитию технического регулирования в строительстве и ЖКХ», являющуюся составной частью реализуемых направлений Стратегии, состоящей из 5 частей: 1.Новая градостроительная политика, 2.Доступная ипотека, 3.Мой частный дом, 4.Доступная аренда, 5.Больше не «обманутый» дольщик.
Новая градостроительная и коммунальная политика предполагает градостроительное обеспечение жилой застройки с соблюдением 8 видов безопасности возводимых зданий, отражённых в техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений, в т.ч. экологической, пожарной, санитарно-эпидемиологической, техногенной безопасности, с сохранением высоких темпов строительства (увеличить к 2035 году территорию населённых пунктов с 19,5 до 24 млн.га; увеличение жилых площадей к 2030 году на миллиард квадратных метров с 3,8 до 4,8, а к 2035 году до 5,5 млрд кв. м). В Стратегии отмечается, что 50% регионов готовы к запуску комплексного развития территорий (КРТ). Предполагается, что объёмы строительства индивидуального жилья составят более 50% (сегодня это уже 52-53%). При этом была отмечена необходимость интенсивнее осваивать другие новые территории.
Одним из видов безопасности является обеспечение технологической безопасности – безопасности, которая связана с техногенными воздействиями. В Советском Союзе при рассмотрении градостроительных требований всегда очень жёстко рассматривались требования того, как обеспечить эвакуацию населения в случае войны.
Сегодня плотность застройки такая, что это начинает представлять угрозу для населения. При землетрясении, в случае военных действий эвакуировать население будет практически невозможно. Поэтому по Закону о безопасности зданий и сооружений мы обязаны учесть все 8 типов безопасности.
Частично возникают вопросы технического регулирования градостроительной политики при строительстве частного дома.
В выстраивании и совершенствовании градостроительной политики необходимо активное участие как органов муниципального уровня, так и субъектов РФ, высших органов власти.
Стратегией рассматривается новый ритм строительства: от идеи (разработки) проекта до строительства – 7 дней, имея ввиду, что не нужно сдавать проект на госэкспертизу. Между экспертизой и строительством появляется необходимость разработки рабочей документации в случае, если подрядчик имеет свою технологию возведения зданий, сооружений. Следует уменьшать контрольные функции, снизить административные процедуры, обеспечивая подтверждение соответствующим требованиям с использованием суперсервиса «Цифровое строительство»: отказ от бумажных форм разрешений и согласований.
Кроме того, выступающим было отмечено, что процедура внедрения новых технологий (инноваций в строительстве) при прохождении через технические комитеты Госстандарта сокращена до 9 месяцев.
Техническое регулирование в области обеспечения безопасности объектов капитального строительства требует внесения изменений в основополагающие нормативно-правовые документы: № 162-ФЗ «О стандартизации», № 184-ФЗ «О техническом регулировании», № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс РФ», № 384-ФЗ «О безопасности зданий и сооружений».
Следует развивать более гибкую систему доказательной базы оценки соответствия требованиям безопасности, используя стандарты организаций при внедрении инноваций, обновление норм и нормативов, реализацию отклонений от норм через специальные технические условия (СТУ). Данные способы подтверждения доказательства безопасности зданий предлагается внести в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. При этом только Минстрой России вправе актуализировать перечень обязательных стандартов.
В заключении А.Ш. Шамузафаров остановился на проблемах взаимодействия госстройнадзора и экспертизы как в процессе строительства, так и до создания конечного продукта.
Далее Председатель технического совета НОСТРОЙ Равиль Умеров презентовал Концепцию совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли, предложенную техническим советом НОСТРОЙ.
Представитель НОСТРОЙ отметил, что сегодняшнее состояние системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли не удовлетворяет тем целям и задачам, которые перед нашим обществом стоят.
Строительным сообществом рассматривались концепция НОСТРОЙ, совместная концепция НОПРИЗ и РСПП. Результатом рассмотрения явилось сужение круга разногласий.
Как отметил Р.З. Умеров, Технический совет НОСТРОЙ поддерживает целый ряд предложений:
- наделение Минстроя России полномочиями по разработке и утверждению обязательных требований по всем видам безопасности объектов капитального строительства;
- исключение всех случаев, когда нормативные документы в строительстве будут приниматься без согласования с Минстроем России;
- обеспечение межотраслевого взаимодействия, координация федеральных органов исполнительной власти и профессионального сообщества по вопросам строительства;
- необходимость устранения избыточных организационных, правовых, технических барьеров, обеспечение взаимной согласованности технических требований, предъявляемых к зданиям и сооружениям в документах различных федеральных органов исполнительной власти и пр.
Равиль Закарьяевич выразил благодарность А.Ш. Шамузафарову за то, что НОПРИЗ не останавливается в доведении своей стратегии до совершенства с учётом ряда предложений НОСТРОЙ и мнений строительного сообщества.
Председательствующий А.Ш. Шамузафаров высказал предложение создать редакционную группу из представителей НОПРИЗ, НОСТРОЙ и ФАУ ФЦС по доработке спорных вопросов в предложенных проектах Концепций и выработке консолидированного мнения.
О развитии системы независимой оценки квалификаций в строительной сфере выступили Сергей Кононыхин и Наталия Желанова, которые отметили, что без квалифицированных специалистов невозможно добиться повышения качества в сфере строительства, в деятельности, связанной с повышенной опасностью производства работ, аварийностью и травматизмом работающих.
Представитель Национального Лифтового Союза Сергей Прокофьев доложил об обязательности независимой оценке квалификации в лифтовой отрасли и при эксплуатации подъёмных сооружений в связи с тем, что выполнение работ на подъёмных сооружениях, являющихся опасным производственным объектом, требует повышенного внимания к необходимой квалификации и опыту работников, задействованных на таких объектах.
В заключении председательствующий поблагодарил всех участников совещания за обстоятельные сообщения и доклады.